Занимательная Сарфология, "Нулевой Урок"

Так получилось, что среди подписчиков блога есть те, кто ушел вперед почти на версту, а есть и те, кто только догоняет.


Чтобы смягчить, даже надеюсь, решить эту проблему, я решил соединить курс «Алиф Бейт» с «Занимательной Сарфологией». Уроки из-за этого получатся объемнее и приходить будут к Вам на почту не каждый день…

Курс «Занимательная Сарфология» будет состоять из 30 уроков (+»Введение» и +»Нулевой урок»), каждый из которых будет включать в себя два блока:

  1. Одна буква арабского алфавита (точнее это будет ссылка на соответствующий урок) и
  2. собственно сам урок «Занимательной Сарфологии».

Блок в свою очередь будет состоять из трех частей:

  1. Теории-подводки
  2. Упражнений на закрепление
  3. Отчете о проделанной работе.

Первые две части на моей совести, последняя — на Вашей.

Насчет «Введения», уверен, что Вы уже прочитали его и оставили свое мнение в конце статьи: «Введение в Занимательную Сарфологию».

Если нет, то сперва-наперво начните с нее!

Ну а сейчас…

Нулевой урок

Блок № 1 — Вступительное слово перед курсом «Алиф Бейт» — http://nuruliman.ru/arabskijj-alfavit

Если Вы уже проходили этот урок, будет хорошо, если Вы хорошенько прочитайте его вновь.

Блок № 2 — ОТКРЫТИЕ 21 века или НОВОЕ слово относительно грамматики (точнее, морфологии) арабского языка внутри (!) этого маленького курса «Занимательная Сарфология» вы не найдете и я вам это с полной ответственностью не обещаю!

Этот курс не справочник, а конкретный 30-ти шаговый план действий! А именно, ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА, проверенная годами обучения и преподавания!

Вы найдете в нем только ПРАКТИЧЕСКИЕ и УНИВЕРСАЛЬНЫЕ знания и советы.

Только Базовые Формулы!

От Вас потребуется — это ВАШЕ ВРЕМЯ, потраченное на изучение базовых принципов арабского языка, и Ваша ДОБРАЯ МОЛИТВА за автора курса и всех тех, кто принимал участие в этом деле!

Убедитесь сами в этом и

лично

ПРОВЕРЬТЕ на деле!

Для начала определимся с

Единственной Целью Курса «Занимательная Сарфология»…

Это проникновение в логику арабского словообразования!

Если говорить конкретнее — цель заключается в обретение одного единственного конечного продукта:

умения найти корень-основу арабского слова

в замечательном арабско-русском словаре профессора Х. К. Баранова.

Вышесказанное умение, при непрерывной ТРЕНИРОВКЕ, потихонечку перерастет в способность комфортно читать и правильно понимать арабские тексты. А это не мало не много, а пассивное владение языком.

Следствие этой способности — независимость от меня, уход в «самостоятельное, свободное плавание».

Наряду с выработкой умения находить корень слова, как бы между делом, я расскажу вам то, в чем сам сильно нуждался, когда начинал изучать язык арабов.

Что означает слово САРФология? Человек догадливый сразу поймет то, что здесь замешаны два термина: 1) сарф и 2) морфология (точнее ее вторая половинка).

Морфология это термин пришедший с греческого языка (μορφή «форма» + греч. λογία «наука») и обозначает он науку о формах и строении. В нашем с Вами случае — это часть грамматики, которая изучает формы и строение  слова со всеми его грамматическими изменениями и характеристиками.

Арабы же называют эту науку – «сарф» или «тасриф».

الصَّرْفُ التَّصْريفُ

Оба эти слова обозначают «изменение чего-либо».

На слиянии этих двух слов образовался термин САРФология, который обозначает науку, которая изучает формы, макеты слов, а также всевозможные способы превращения одного слова в другое для придания ему желаемого смыслового оттенка.

Например, как из слов «книга» или «жемчужина»:

كِتَابٌ جَوهَرٌ

образвать «книжечку» или «жемчужинку»:

كُتَيِّب جُوَيْهِر

Или как из глагола «бил»:

ضَرَبَ

образовать имя действующего — «бьющий» или имя поддейственного «битый»:

ضَارِبٌ مَضْروبٌ

Также в компетенцию этой науки входит изучение правил превращения, выпадания и изменения здоровых и больных арабских букв одних в другие.

Так же можно сказать, что арабская филология делит все части речи на три обширные категории: глагол, имя и частица. «Сарф» изучает только те глаголы или имена, которые можно изменить… К частице наука не имеет никакого отношения, так как она неизменяема!

Первым, кто письменно зафиксировал принципы этой науки был ученый г. Куфы — Муаз ибн Муслим аль-Харра

معاذ بن مسلم الهراء

Хотя некоторые ученые утверждают, что им был сам Али ибн Абу Талиб.

Употребление слова «зафиксировал» весьма уместно, так как принципы этой науки существовали задолго до их рождения, ведь, думаю, вы не сомневаетесь в том, что закон Всемирного тяготения существовал до рождения Исаака Ньютона.

И арабы преспокойно пользовались бы этими языковыми правилами, передавая традиции языка от отца к сыну, если бы не одно НО…

Всевышний избрал этот ясный и понятный язык для Своего неподражаемого Откровения. И в связи с распространением Ислама на разных участках земли, чистота языка начала теряться.

Новообратившиеся мусульмане: персы, турки, славяне и т. д., в силу своего незнания начали допускать грубейшие, иногда богохульные ошибки при чтении Корана и высказываний посланника Божьего. Это и послужило самой веской причиной систематизации многих аспектов арабского языка…

Возникновение наук арабского языка было продиктовано жесткой необходимостью защиты официального языка религии Ислам от искажения.

«Несмотря на более чем тысячелетнюю древность Корана современные образованные арабы, пользующиеся в домашнем быту родными наречиями, объясняются в общественной жизни на том же литературном языке, лишь с упрощением грамматики и с обновлением словаря. Наряду с Кораном образцами хорошего, классического языка сужили также доисламская поэзия и речь бедуинов». (Юшманов Н. В. Грамматика литературного арабского языка, стр. 23).

Звучит многозначительно, но чтобы глубже и объемнее понять важность грамматики, в целом, и термина «Сарф» (или «Морфология»), в частности, позвольте привести Вам пример, взятый из книги Льва Успенского «Слово о Словах» (настоятельно рекомендую прочитать ее, скачать ее Вы можете в секретном разделе блога «Книги»):

«Объясните мне, пожалуйста, следующее предложение: «Глокая куздра штеко бодланула бокра и фырять курдячит бокренка». На первый взгляд полная абра-кадабра! Но присмотримся к этой фразе внимательней.

Что за член предложения эта «КУЗДРА»? Существительное. Падеж, род? Женский падеж, единственный род… Нет? Именительный падеж, единственное число, женский! Видите, понятно многое, притом самое главное. К этим выдуманным, « ничьим» корням присоединены не вымышленные, а настоящие «служебные» части слов – суффиксы и окончания. Они превратили искусственные корни в макеты, в «чучела» слов. Из этих макетов составилась фраза, а она оказалась макетом, моделью русской речи.

Давайте нарисуем картину по мотивам этой фразы. Все нарисовали по разному, и, вместе с тем, — все одинаково. Кто-то представил куздру в виде козы, кто-то как тигрицу, которая сломала шею буйволу или же моржу, а теперь грызет его детеныша. Но никто не додумался пойти против логики фразы и нарисовать слона, быстро съевшего пальмовые листья и с азартом накинувшегося на картошку!

Никто!

Но почему???

А потому что эта фраза подобна алгебраической формуле!

Ведь если я напишу: а+х=у, то каждый сможет подставить в эту формулу свое значение и для х и для у и для а ! Какое пожелаете? Да, но в то же время, – и не какое хотите. Два плюс два не может быть пять или десять. Эти значения не удовлетворяют условия. Мои возможности широки, но ограничены. Почему? Да потому что формула построена на неумолимых объективных законах разума, на законах математики!

Так и в языке. Там есть нечто, подобное определенным цифрам, определенным величинам. Например, наши слова. Также в языке есть что то похожее на алгебраические и геометрические законы. Это что-то – грамматика языка, в которую входят морфология и синтаксис. У разных языков свои правила этой «математики», свои формулы, свои приемы и условные обозначения.

И при изучении иностранного языка, главное – не заучить побольше слов.

Гораздо важнее понять, как, какими способами, при помощи каких именно суффиксов, приставок, окончаний этот язык образует существительное от глагола, глагол от существительного; как он спрягает свои глаголы, как склоняет имена, как связывает эти все эти части речи в предложении. Морфология похожа на геометрию. Действительно геометрия не говорит об этом вот кубике или о тех двух треугольниках; она устанавливает свои законы для всех вообще кубов, шаров, линий, углов, многоугольников, кругов, какие только могут найтись на белом свете.

Как только вы это уловите, вы овладеете языком. Запоминание же его корней, его словаря – это дело важное, но более зависящее от тренировки. Это придет! А один словарный запас без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Мда, Вы может скажете, что можно было обойтись без этого «многословия» перед решающим 30-дневным сражением…

К сожалению, нет! Данный «нулевой» урок задает нам вектор движения. Определившись с целью, легче двигаться вперед, не так ли?

Значит…

Сарф (морфология) — это часть арабской грамматики, которая изучает формы слова и его всевозможные превращения и изменения…

При помощи нее мы поймем (вначале написал: «поймаем»)

Логику Арабского Словообразования!

Для того, чтобы уметь легко находить незнакомые слова в словаре Х. К. Баранова.

Вот и все!

В сейчас, вопросы на «засыпку».

Вопросы для закрепления:

1) Дайте определение науке «Сарф». Приведите примеры из русского языка для лучшего понимания этого термина.

2) Что изучает эта наука?

3) Кто придумал науку «Сарф»?

4) Причина возникновения наук арабского языка.

5) Цель курса «Занимательная Сарфология»?

6) Изучается ли эта наука ради науки? Для того, чтобы узнать или отчитаться перед учителем? Или для того, чтобы читать книги или правильно разговаривать на арабском языке?

7) Для чего нужна нужна наука «Сарф»? Имеет  ли она какие-нибудь практические аспекты?

8) Что такое «логика языка»? Есть ли она в китайском или русском языках?

9) Как бы Вы изобразили науку «Сарф» на картинке?

10) «Переведите» на русский язык «Балладу о Джаббервокке» из сказки «Алиса в Зазеркалье» (перевод с английского В. и Л. Успенских, 1940 г.)

Сварнело. Провко ящуки
Паробуртелись по вселянке
Хворчастны были швабраки
Зелиньи чхрыли в издомлянке.

«Сын! Джаббервокка берегись:
Ужасны клюв его и лапа.
И птицы Джубджуб стерегись
И опаужься Бендерцапа!»


Скачать уроки:


1) Алфавит: http://narod.ru/disk/7453972001/alifbeit.zip.html
2) Первый том: http://narod.ru/disk/6585312001/tom_1_AVI.zip.html
3) Второй том: http://narod.ru/disk/7191609001/tom_02.zip.html
4) Хадис: http://narod.ru/disk/28499616001/tom_2_hadis_MP4.zip.html
5) Разговорная практика:http://narod.ru/disk/29770235001/tagbir_01_01_mp4.zip.html
6) Третий том: http://narod.ru/disk/8831204001/AVI_tom_3.zip.html
7) Четвёртый том: https://yadi.sk/d/w-8YSxvdU68fR

Занимательная Сарфология, "Нулевой Урок": 11 комментариев

  1. Ассаляму алейкум, подскажите пожалуйста, я не могу понять, как пройти этот курс по сарфу? Это подписка? Где ее офрмить? Или это книга? Как скачать все уроки?

  2. Ассаламу Алейкум Ва РахматулЛахи Ва Баракатух.
    Спасибо вам большое за Ваш труд.
    Пусть Всевышний Аллах примет ваше поклонение и ваши дуа, укрепит ваш иман, дарует вам богобоязненность и полезное знание и поможет вам совершать благие дела и трудиться на Его пути и дарует вам счастье в обоих мирах.
    Амин!

  3. ИЛЬНУГ.саба альхер!!!!!я живу в арабской стране-говорит научилась,а вот писать к сожалению нет-ну никак не идет в голову !!если можете,даите пожаилуста ссылки на письмо и алфавит подробнее. исламодек. шукран ктир,устази.

  4. Вот и первая страшилка. Алгебра, геометрия, формулы… падежи, суффиксы, спряжения… Так давно это было. Но всё же нетерпится поскорее приступить к первому уроку.

  5. Здравствуйте! Я из начинающих. Да,знание «формул» языка намного облегчает обучение. Я это поняла еще в школе (давно). Для меня, пока принцип не пойму, слова учить бесполезно. Но,к сожалению, не все преподаватели умеют «преподать» всё важное и нужное. Ильнур, Вы МОЛОДЕЦ, спасибо!
    Кстати, «поймем-поймаем»… Наверное, «поймаем» — зто точнее :) ,мне так больше нравится.

  6. Есть идея: открыть в Вашем блоге рубрику «самые горячие публикации» или что то подобное…Наверное это понравится многим посетителям Вашего сайта.

  7. Спасибо, здравая мысль! Так оно и будет, ин шаа Аллах!
    Аккаунт у меня бесплатный, больше пяти писем туда не помещается.

  8. Ильнур, а почему нельзя сделать в смартреспондере последовательную серию писем, чтобы каждый подписчик получал нужную только ему информацию и в правильной последовательности?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *